Как и положено настоящей загадке, Смоки Мо возник словно из ниоткуда.
Материализовался из разговоров и туманных намеков. Соткался в
простуженном воздухе Петербурга, чья атмосфера издавна располагает к
творческим вакханалиям и одобряет самые сумасшедшие эксперименты.
Пожалуй, первая эмоция, которую он рождает – удивление. Под заурядной
внешностью Смоки Мо скрыта лаборатория алхимика, трансформирующая свинец
обыденных событий в золото мыслей и образов. Он изящно выстраивает
ажурные конструкции собственного мира, наполненного иррациональными
событиями и потусторонними героями. Микс "Матрицы" и "Алисы в
Зазеркалье" – это его дебютный альбом "Кара-Тэ", изданный весной
2004-го. Но забегая вперед, мы рискуем пропустить самое
интересное. А значит – назад в прошлое. Ведь началось все с Династии Ди.
На стыке веков питерский рэп переживал непростые мутации. Старые
команды, задумчиво оглядывая складывающуюся экономическую формацию,
прятали микрофоны в чулан. Взамен на поверхность выбиралась новая
генерация, в общей массе состоящая из людей случайных. Но в любой
культуре есть люди, до фанатизма преданные своему делу. То ли они
действительно видели рэпе призвание. То ли просто "стали упрямыми,
вместо того чтоб быть упорными". Из осколков распавшихся когда-то
групп выложилась занятная мозаика: формация под названием Династия Ди.
Смоки Мо и Поли Валерио были ее участниками. Второй всегда был более
сосредоточен на вопросах менеджмента и промоушна, на этом поле
впоследствии и преуспел. Смоки был в большей степени творцом и даже
где-то романтиком. Когда Династия стала превращаться в нечто аморфное, а
Поли делал бизнес, он писал альбом. Кстати – на счету группы Гран-при
Rap Music 2001. Впрочем, та победа не принесла особых дивидендов. Да и
творчество Династии Ди имеет мало схожего с сегодняшним Смоки Мо. Перерождение
произошло в стенах питерской Кухни. Kitchen Records, она же Кухня
Запись – можно называть это андеграунд-лейблом, а можно просто тусовкой
по интересам. Впрочем, главный интерес там всегда был один – хип-хоп.
Составляли ее участники команд Krec, Umbriaco и Невский Бит. Именно там
Смоки Мо и появился на свет как активный участник отечественной
рэп-игры. С группой Krec, ядром Кухни, его познакомил Влади из
Касты. Смоки признается, что именно Fuze и Марат вдохнули в него силы,
убедили заняться записью сольника, помогли со студией. Все началось с
записи старых текстов, а затем… Смоки так вспоминает эти времена: "Я
чем-то вдохновился и стал писать новые тексты, другого содержания и
посыла. И читка изменилась резко". Смоки Мо вблизи – ну
ничегошеньки звездного! Простой питерский парень из Купчино, типового
северного гетто, в границах которого нечего ловить всяким заезжим 50
Cent-ам. Здесь-то водятся по-настоящему тертые ребята. В таком, с
коротко остриженной головой, скорее признаешь одного из суппортеров
местного "Зенита" – хотя на самом деле к футболу Смоки равнодушен. И в
последнюю очередь придет мысль, что перед вами человек, ответственный за
придание лицу отечественного хип-хопа совершенно новых черт. Сейчас
уже непросто восстановить, что стало катализатором этой регенерации, но
факт остается фактом – в недрах Кухни родился изобретательный новатор,
изощренный техник и прихотливый сочинитель. Информация о нем быстро
распространилась среди поклонников андеграунда. Пара треков на разного
калибра сборниках и появившийся в интернете ознакомительный материал
вызвали неумолкающие пересуды среди активистов рэп-рунета. Разрастаясь
по принципу снежного кома и приобретая угрожающие размеры, известность
Смоки Мо выводила его на уровень отечественного хип-хоп мэйнстрима. В
начале 2004-го вместе с теми же Krec он приезжает в Москву и заключает
соглашение об издании альбомов с лейблом Respect Production, ранее
выпускавшим Касту и ЮГ. Дебютный альбом не заставил себя долго ждать.
"Кара-Тэ" появился на свет весной 2004-го и не оставил равнодушных. Альбом
стал одним из самых ярких дебютов в истории отечественного рэпа и
зачислил Смоки Мо в когорту наиболее популярных на сегодня
рэп-исполнителей страны. Его яркая образная лирика нашла немало
поклонников, и наверное не меньше подражателей, которые, впрочем, так и
не сумели переплюнуть оригинал.
|